БИБЛИОТЕКИ
XXI ВЕКА
Привлечение и удержание молодежи
в условиях информационного переизбытка.
[16]
сталкиваются с множеством вызовов, среди которых особое место занимает привлечение и удержание молодежи. В условиях информационного переизбытка, когда доступ к информации стал легким и быстрым, библиотеки должны адаптироваться к новым реалиям.
1. Библиотеки в цифровом обществе
1.1 Роль библиотек в цифровую эпоху
Социальное пространство
Образовательный центр
Доступность информации
Хранилище знаний
Библиотеки предоставляют доступ к огромному количеству информации. Это не только книги, но и журналы, газеты, аудиовизуальные материалы и электронные ресурсы. . В условиях информационного переизбытка библиотеки помогают пользователям ориентироваться в разнообразии источников, обеспечивая качественные и проверенные материалы [3].
Библиотеки — это не просто хранилища книг, но и важные культурные
и образовательные центры, которые играют значительную роль в жизни общества. В эпоху цифровых технологий и информации, доступной на расстоянии одного клика, функции библиотек меняются, но их значение остается неизменным [2].
Библиотеки активно участвуют в образовательном процессе, предлагая курсы, семинары и мастер-классы, которые помогают людям развивать навыки и углублять знания. Библиотеки становятся местами, где учащиеся могут получить помощь в выполнении домашних заданий, подготовке к экзаменам и исследовательских проектах [1].
Современные библиотеки становятся местом встреч и общения. Они предоставляют пространство для чтения, работы в группах и проведения мероприятий. Это способствует формированию сообщества и укреплению социальных связей. Библиотеки часто организуют культурные мероприятия, выставки и встречи с авторами, что позволяет людям взаимодействовать друг с другом и обмениваться идеями [3].
Предоставление читателям-пользователям интеллектуальных ресурсов - информации и знаний, участие в формировании «человеческого капитала» являются, говоря высоким слогом, важнейшими элементами миссии библиотек [1].
1.2 Информационные потребности молодёжи в условиях цифровизации
Потребности молодежи
Молодежь, как наиболее активная и восприимчивая часть населения, стала не только потребителем информации, но и ее создателем, что привело к изменению ее информационных потребностей [5].
Ключевым аспектом информационных потребностей молодежи является образование. В современном мире информация стала основным ресурсом, от которого зависит успех в учебной деятельности. Молодежь ищет информацию не только для выполнения учебных заданий, но и для расширения своих знаний, подготовки к экзаменам и освоения новых навыков. В этом контексте важно отметить, что молодежь предпочитает разнообразные форматы подачи информации: текстовые материалы, видеоуроки, подкасты и интерактивные курсы [10].

Удобство и оперативность: Ожидание мгновенной реакции на запросы и легкость доступа к ресурсам становятся ключевыми факторами. Молодежь ищет простые и эффективные способы получения необходимой информации.

Потребность в общении и совместной деятельности также возрастает. Молодые люди стремятся к созданию сообществ, где они могут обмениваться мнениями
и опытом [8].

Современная молодежь, выросшая в эпоху цифровых технологий, демонстрирует измененное восприятие чтения. Традиционные книги все чаще уступают место электронным форматам, таким как электронные книги, аудиокниги и различные мультимедийные ресурсы. Это связано с тем, что молодежь ценит мобильность и доступность информации [5].
Библиотеки в формировании новых потребностей
Современные технологические решения кардинально перестраивают принципы организации библиотечного пространства, формы и методы информационно-библиотечной деятельности, системы наполнения библиотечных фондов. В ответ на эту тенденцию библиотеки модернизируются и превращаются в городские неформальные пространства [4].
Библиотеки должны предлагать различные форматы взаимодействия, включая онлайн-ресурсы, виртуальные мероприятия и интерактивные программы. Важно создавать пространство, где молодые люди смогут не только получать информацию, но и активно участвовать в её создании и распространении. Например, организации творческих мастерских, хакатонов, клубов по интересам могут стать отличной возможностью для вовлечения молодёжи и формирования сообщества вокруг библиотеки [9].

Использование современных каналов коммуникации: Активное использование новостных дайджестов и мессенджеров, таких как WhatsApp, способствует созданию сообщества вокруг библиотеки и поддерживает постоянный контакт с пользователями [11].

Цифровизацию и интеграцию сервисов: Объединение ресурсов различных библиотек и создание единого пространства для доступа к информации позволяют молодежи легко находить нужные данные и услуги.
2. Привлечение и удержание молодежи в библиотеки
Современная российская молодёжь — это
38 миллионов молодых граждан, или 27 % от общей численности населения страны.
2.1 Использование цифровых технологии
в библиотечно-информационном обслуживании молодёжи
Создание форумов, блогов и социальных сетей на базе библиотечных ресурсов способствует формированию сообщества, где молодые люди могут делиться своими интересами и находить единомышленников. Это не только повышает уровень вовлеченности пользователей, но и делает библиотеку более привлекательной для молодёжи [8].

Отдельным инструментом общения с читателями онлайн пространства служат собственные сайты библиотек [13 с. 4]. Сегодня любая библиотека, тем более работающая с молодёжью, должна иметь свое представительство в Интернете [14].
Современные технологии позволяют библиотекам адаптировать свои услуги под индивидуальные предпочтения пользователей, что значительно повышает их привлекательность. Персонализированные рекомендации книг и материалов на основе анализа пользовательских данных, таких как история займов и предпочтения в чтении, могут помочь молодежи быстрее находить интересные для них ресурсы [15].

Кроме того, использование чат-ботов и виртуальных помощников на сайтах библиотек позволяет предоставлять мгновенные ответы на запросы пользователей, а также предлагать мероприятия и ресурсы, соответствующие их интересам. Это создает более интерактивный и удобный опыт взаимодействия с библиотекой [10].
Нельзя не упомянуть о важности цифровой грамотности как для библиотекарей, так и для пользователей [2]. В условиях быстрого развития технологий библиотекари должны постоянно повышать свою квалификацию, осваивая новые инструменты и подходы к работе с информацией. Это позволит им более эффективно помогать молодёжи в поиске и использовании информации, а также проводить обучающие мероприятия по цифровой грамотности [1].

Молодёжи, в свою очередь, необходимо развивать свои навыки работы с цифровыми технологиями, чтобы успешно ориентироваться в современном информационном пространстве. Библиотеки могут стать важным центром обучения цифровым навыкам, предлагая курсы и тренинги, которые помогут молодым людям стать более уверенными пользователями цифровых технологий [8].
2.2 Мероприятия для молодёжи
Эти технологии могут быть использованы для создания уникального опыта. Например, VR может позволить пользователям «посетить» исторические события или места, а AR может добавить дополнительный контент к физическим книгам и материалам [15].
В обновлённой Колмовской библиотеке появился зал виртуальной реальности [9]
Маслова А.Н. - Читаем Есенина
2.3 Партнерство
Ещё один важный аспект, который позволяет библиотекам расширять свои возможности и улучшать качество обслуживания. В современном мире молодые люди часто используют множество различных приложений и платформ для получения информации и общения. Библиотеки могут интегрироваться с этими сервисами, создавая совместные проекты и инициативы [17].

Например, сотрудничество с образовательными платформами, такими как онлайн-курсы, может помочь библиотекам предлагать дополнительные образовательные ресурсы и поддержку для студентов и школьников [4].
Министерство искусства
и культурной политики
Эффективные информационные Ресурсы [15]
Муниципальное автономное учреждение культуры
Методическая рекомендация
МБУК «ЦБС Ужурского района»
Методические рекомендации
по материалам библиотечных сайтов
3. Успешные практики
18-19 октября 2023 года на базе Тамбовской областной универсальной научной библиотеки
им. А. С. Пушкина в гибридном формате состоялся межрегиональный Круглый стол
«Библиотека ‒ территория знаний в условиях цифровизации. Успешные практики и перспективы работы с молодёжью».

Стелла Германовна Лукашевич, главный библиотекарь Центра молодёжного чтения Липецкой областной универсальной научной библиотеки, поделилась многолетним опытом формирования духовного и физического здоровья молодёжи, работая в партнёрстве с Липецким областным наркологическим диспансером по программе «На волне здоровья» и православным обществом «Трезвение».

Интерес участников вызвал доклад Натальи Валентиновны Татаринцевой, заведующего сектором «Медиацентр» Центральной городской библиотеки Централизованной городской библиотечной системы г. Астрахани. Она представила работу своей библиотеки как многоцелевого пространства, где можно получить знания и провести культурный досуг, реализовать идею и найти единомышленников. В рамках проекта «Гений места» были выбраны актуальные для молодёжи направления «Дизайн и журналистика».

Обмен практиками показал, что межрегиональный круглый стол стал современной площадкой для выявления актуальных трендов в новых форматах и способах привлечения молодёжи в библиотеку.
На странице группы «Тамбовщина библиотечная» социальной сети «ВКонтакте» доступна для просмотра видеозапись Круглого стола. [11].
Проект «Школа молодого лидера»
Стал успешным примером взаимодействия Военно-исторической библиотеки (ВИБ) города Липецка с молодежной аудиторией. Присвоение статуса модельной библиотеки потребовало от сотрудников новых подходов к работе и общения с молодыми читателями.

Специалисты ВИБ адаптировали стандартную образовательную программу, добавив разделы
по лидерству, командообразованию, социальному проектированию. Также были включены тематические блоки по гражданственности, правовым основам, чтению и искусству публичных выступлений. Обучение проводилось с использованием кейс-технологий — интерактивного метода, который включает дискуссии, творческие задания и деловые игры. Такой подход позволяет участникам анализировать и решать реальные или смоделированные проблемы.

Занятия проходили в формате «От теории к практике», с использованием современных технологий, таких как интерактивные панели и виртуальная реальность. Это создавало эффект погружения
и расширяло возможности практического освоения материала.

Специальные мастер-классы по ораторскому искусству помогали участникам преодолевать страх перед публичными выступлениями и избегать распространенных ошибок в речи. Участники учились эмоционально преподносить материал, использовать паузы и привлекать внимание слушателей.
Слушатели проекта стали активными пользователями библиотеки: они приходят не только за книгами или на образовательные мероприятия, но также участвуют в интеллектуальных состязаниях и демонстрируют свои таланты.

Анализируя результаты проекта «Школа молодого лидера», можно с уверенностью сказать,
что он оказался успешным и открыл новые перспективы для взаимодействия библиотеки
с молодежью. Библиотека стала центром творческой активности и формирования молодежной культуры, привлекая новых пользователей [15].
С помощью мероприятий:
  • Квартирник «Зеленый шар» — это творческая встреча, где в уютной обстановке звучат музыка и стихи, создавая атмосферу вдохновения и общения.
  • Литературная вечеринка «PRO – движение» предлагает увлекательные викторины, литературные пазлы, танцы и активное участие молодежи, что делает каждое событие незабываемым.

Для успешного привлечения молодежи были выделены
несколько ключевых критериев:
  • Интерес для всех возрастов: Организация параллельных интерактивных площадок для разных групп позволяет каждому найти что-то по душе.
  • Практическая польза: Молодежь предпочитает мероприятия, на которых можно получить конкретные навыки и знания.
  • Динамика: Несколько площадок и смена локаций помогают удерживать внимание участников и создают разнообразие.
  • Партнерство: Привлечение партнеров позволяет разнообразить тематику мероприятий и наполнить программу уникальным контентом.
  • Волонтеры: Они создают атмосферу, близкую молодежи, и помогают привлечь участников через личные социальные связи [9].
Современные технологии играют ключевую роль в работе
с молодёжью. В условиях цифровизации библиотечные учреждения должны интегрировать новые решения в свою деятельность [1].

В заключение, можно сказать, что библиотеки 21 века должны активно адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе. Привлечение и удержание молодежи – это не только задача библиотекарей,
но и всего общества, которое должно поддерживать инициативы, направленные на развитие культурного и образовательного
потенциала молодежи.

Библиотеки имеют уникальную возможность стать центрами притяжения для молодежи, предлагая им не только доступ
к информации, но и пространство для самовыражения, творчества
и общения. Важно, чтобы библиотеки продолжали развиваться, используя инновационные подходы и учитывая потребности
своей аудитории, чтобы оставаться актуальными
и востребованными в условиях современного
информационного переизбытка [8].
Made on
Tilda